Слово о социальном педагоге


       Собянина Наталья Владимировна  работает с детьми-сиротами с 1995 года. Имеет высшее педагогическое образование. С 1995 года по 2008 год работала воспитателем и учителем начальных классов Валдгеймской школы-интерната. С 2008 года работает социальным педагогом детского дома.
   Опираясь на личный опыт, знания основ теории педагогики, психологии, возрастной физиологии, методик  социальной работы и воспитания, Наталья Владимировна успешно решает широкий круг разнообразных задач профессиональной деятельности.     
Наталья Владимировна планирует и проводит работу, направленную на социально-правовую защиту воспитанников, формирование и развитие социально-грамотной личности ребёнка, а также работу по профилактике начальных проявлений правонарушений, асоциального поведения, профилактике самовольных уходов и бродяжничества.
        В 2008-2009 уч/году Наталья Владимировна разработала и реализовала курс занятий «Мои права и обязанности» с целью правового просвещения воспитанников детского дома, углубления их знаний о правах человека, в том числе о своих правах и льготах как детей-сирот; развития у воспитанников социальных и правовых навыков, необходимых в самостоятельной жизни; информирования об ответственности за правонарушения.
   Задачи курса «Мои права и обязанности» педагог  реализовал через ряд конкретных мероприятий:
− занятия по правам человека, например, беседа во 2-3 классах «Всемирный день прав ребёнка», беседа в 4 классе по теме «Дети имеют право на особую заботу и помощь», игровая программа «Права детей» для воспитанников 6-х классов, в 3-4 классах беседа «Поступок, проступок, правонарушение» и т.п.;
− часы общения о правилах поведения, о закреплении жилья за воспитанниками детского дома;
− индивидуальные и групповые консультации, оказание правовой помощи воспитанникам.
      С целью пропаганды ЗОЖ и профилактики пагубных привычек разработала и провела цикл занятий: «Привычки и здоровье», «Вредные привычки», «Я умею говорить «Нет!», «Курение – опасное увлечение» и т.д.
На протяжении многих лет является автором и организатором программ летних оздоровительных и военно-спортивных смен при детском доме и воинских частях «Юный пограничник», «Олимпионик», «Следопыты».
    На 2009-2010 уч/год разработала курс занятий по правовому воспитанию «Мой выбор», в который включила блоки «Подросток и закон» и «Мой выбор профессии», для детей разных возрастных ступеней. Основная цель этого курса – подготовить воспитанников к самостоятельной жизни, уберечь их от неверных поступков и шагов, познакомить с правами и обязанностями граждан Российской Федерации.
        Наталья Владимировна является соведущей, действующей на базе детского дома приёмной «Доверие», где обеспечивает подростков информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг, разъясняет правовые гарантии различных категорий детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам.
  В своей профессиональной  деятельности Наталья Владимировна всегда опирается на такие  педагогические качества, как целостный подход в работе с детьми,  профессиональная гибкость, самосознание, высока познавательная потребность в  новом,  интересном материале, всегда старается обдуманно подходит к делу, самокритична.
   Наталья Владимировна обладает такими профессионально важными для социального педагога качествами, как общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, настойчивость в отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая устойчивость. А также можно выделить следующие профессионально значимые личностные качества Натальи Владимировны: наблюдательность, умение быстро ориентироваться в ситуации, эмпатию, самоконтроль и самодисциплину, преобладание положительных эмоций, отсутствие тревожности как черты личности, способность переносить психологические стрессы.
       В процессе разнообразных видов деятельности с детьми младшего и среднего школьного возраста Наталья Владимировна умело проводит воспитательные занятия, создаёт развивающие ситуации. Педагог умеет разработать интересный сценарий мероприятия,
выбрать форму проведения, обеспечить занятие наглядным материалом, техническим сопровождением. Старается занятия делать актуальными, эмоциональными, познавательными, доступными для детей. Наталья Владимировна умеет убеждать и отстаивать своё мнение. Для её занятий характерно разнообразие видов деятельности, атмосфера доброжелательности отношений, сотрудничества между воспитанниками и педагогом. Работая над темой самообразования «Поведение детей «группы риска»: причины и способы преодоления трудностей», строит свои занятия с учётом знания возрастных и психологических особенностей. Для каждого занятия педагог оформляет раздаточный материал, позволяющий эффективно усваивать темы курса по правовому воспитанию; обучение ведётся через дидактические и развивающие игры.  К проведению мероприятий и участию в различных выставках детского творчества, концертах активно привлекает воспитанников «группы риска» и состоящих на учёте в ПДН. При взаимодействии с воспитанниками учитывает индивидуальные особенности их развития, осуществляет дифференцированный подход с учётом склонностей  и интересов, состояния здоровья обучающихся и воспитанников. Проводит большую работу по профилактике правонарушений и предупреждению самовольных уходов. Знает методы диагностики уровня их личностного и социального развития. Изучает особенности каждого ребёнка, старается понять мотивы его поведения, чтобы иметь возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что позволяет сделать воспитательную и профилактическую работу рациональной и эффективной.
          Важнейшей задачей своей деятельности считает убеждение воспитанников в их человеческой ценности,  формирует у них положительное представление о себе для того, чтобы дети были готовы преодолевать многочисленные жизненные трудности, могли успешно адаптироваться к социуму. В целях коррекции отклонений в поведении воспитанников работает в тесном контакте с воспитателями, педагогом-психологом и медицинскими работниками детского дома.
      Наталья Владимировна поддерживает тесную связь с классными руководителями, регулярно посещает уроки в школах с. Валдгейм и с. Птичник с целью оказания социально-педагогической помощи в период адаптации воспитанников-новичков, отслеживания готовности к урокам, посещаемости и пропусков уроков учащимися. При посещении уроков она не только контролирует усвоение учебного материала и поведения детей на уроке, но и имеет возможность установить причину пропусков уроков без уважительной причины. Таким образом, работа педагога направлена на выявление и устранение причин возможных неудач, планирование индивидуальной работы, на оценку реальных и потенциальных возможностей самого ребёнка.
          Наталья Владимировна постоянно работает над повышением своего профессионального уровня, совершенствует ведение документации (тематические папки, схемы, таблицы, базы данных), находится в постоянном поиске новых форм работы с детьми, педагогами. Приобретает, выписывает и изучает дополнительную методическую литературу по социальной работе (журналы «Детский дом», «Беспризорник», «Защити меня!», «Работа социального педагога в школе» и т.д.), ведёт активную работу в методическом объединении детского дома, регулярно посещает открытые занятий своих коллег, курсы повышения квалификации, принимает активное участие в работе областных семинаров, семинаров-совещаний, семинаров-практикумов, имеет хорошую теоретическую подготовку.
Наталья Владимировна охотно делится своим опытом с коллегами через выступления на заседаниях МО педагогов детского дома, педсоветах, практикует проведение открытых тематических занятий:
       Наталья Владимировна ведёт кропотливую работу по ведению личных дел воспитанников, по восстановлению утраченных документов ребёнка; по формированию осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью; организует правовое просвещение среди воспитанников и педагогов.
     Наталья Владимировна поддерживает тесный контакт с родителями воспитанников и лицами их заменяющими. Работа с семьями является для педагога одним из важных направлений деятельности, т.к. эта тема всегда важна для детей. Сам ребёнок не выбирает родителей, но он любит их такими, какими их дала ему судьба. Поэтому Наталья Владимировна считает очень важным сохранить связи ребенка с его прошлым, формируя позитивные установки на настоящее. В ходе работы она пришла к убеждению, что необходимо поддерживать, сохранять и лечить связи с родственниками, т. к. степень эмоционального благополучия ребёнка во многом будет зависеть от того, какую линию поведения по отношению к его родителям выбирает детский дом. Её цель – восстановление, поддержка и укрепление отношений с сёстрами, братьями, другими родственниками, работа по возвращению ребёнка в биологическую семью (к родственникам) или оформление в замещающую.
      Наталья Владимировна постоянно работает над повышением своего профессионального уровня, находится в постоянном поиске новых форм работы с детьми, педагогами. Является активной участницей всех мероприятий, проводимых на базе детского дома и на уровне области (семинары, совещания, туристические слёты, театрализованные представления, конкурсы и др.).
     Мастерство, доброта, сердечность, скромность, искренняя заинтересованность в судьбе каждого ребёнка – всё это помогло заслужить авторитет среди коллег и воспитанников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий